dskul.ru
Маркетплейс услуг YouDo и платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провели в марте 2023 года опрос, в котором приняли участие более 12 тысяч молодых людей возрасте 18-25 лет и свыше 10 тысяч заказчиков старше 26 лет
Поколение зумеров (родившиеся с 1997 по 2012 год) уже не стремятся становиться блогерами. Исследование на тему работы и подработки провели маркетплейс услуг YouDo.com совместно с hh.ru. В ходе него выяснилось, что большинство молодых людей в возрасте 18-25 лет готовы не только работать, но учиться, чтобы повысить свой уровень дохода.
Опрос показал, что представители поколения Z стараются начинать работать как можно раньше. Из числа респондентов 19% старше 18 лет уже работали официально, 20% совмещали работу и подработку, 34% учились и подрабатывали одновременно. Правда более четверти, или 27% опрошенных, не учились, и не работали.
Из числа самых популярных сфер для подработки у зумеров пропали SMM, фото- или видеосъемок, как это было раньше. Сейчас в топе оказались IT, строительство, культура и искусство, социальное обслуживание граждан, транспорт.
Почти половина опрошенных сообщили, что на первом месте у них в работе – это оплата труда, так ответили 47%. На втором месте – возможность карьерного роста (27%), на третьем – интересные задачи (23%). Меньше всего зумеров интересует коллектив на работе – это важно лишь 3%.
По данным hh.ru, зарплата, которую предлагают работодатели, как правило выше, чем ожидают зумеры – примерно на 10%. При этом большинство респондентов заявили, что их в целом устраивает нынешний уровень дохода. Больше половины считают зарплату удовлетворительной (57%), не удовлетворены и хотели бы получать больше 34%, полностью довольны оплатой лишь 9%.
Еще один вывод из исследования: представители поколения Z реально смотрит на вещи и готово работать больше. Так ответили 68% опрошенных. Хотят работать меньше, но зарабатывать больше – 27%, совсем не хотят работать лишь 5%.
Чтобы зарабатывать больше, зумеры готовы не только больше времени посвящать работе. 27% опрошенных считают, что повысить уровень дохода им помогут обучение и повышение квалификации (24%), больший объем задач (19%), смена сферы деятельности (18%) и наличие полезных связей (12%).
По мнению начинающих карьеру, самая большая сложность при трудоустройстве – это возраст и недостаток опыта (33%). На втором месте оказалось отсутствие нужных компетенций (24%), на третьем – низкая оплата труда (22%), а на четвертом – отсутствие подходящих предложений вакансий (21%).
Работодатели, кстати, думают почти также. 23% из них обращают внимание на возраст. Больше половины нанимателей (53%) считают слабыми сторонами отсутствие опыта у молодых соискателей, 17% отмечают низкую стрессоустойчивость, 16% – ранимость и излишнюю эмоциональность. 14% заявили, что для объяснения задач начинающим специалистами нужно больше времени.
При этом у зумеров на рынке труда есть явные преимущества. По мнению самих соискателей – это энергия и свежий взгляд на вещи. Так считают 40% опрошенных. Также в отличие от более возрастных работников зумеров отличает скорость работы и новаторские идеи. Об этом заявили 36% опрошенных. Еще одно конкурентное преимущество, по мнению самих зумеров – это знание интернет-трендов и ориентирование в технологиях. Это мнение 24% респондентов.
Работодатели же полагают, что конкурентные преимущества молодого поколения в свежем взгляде на привычные вещи (41%), энергичности (29%), новых идеях (13%), амбициях (9%) и отсутствии семейных обязанностей и детей (8%).
Больше всего спрос на начинающих карьеру в Москве, Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае, Свердловской области, Татарстане, Челябинской и Нижегородской областях. Именно в этих регионах больше всего вакансий с указанием таких работников.
Оплата труда начинающих специалистов во всех регионах страны сопоставимая: больше всего готовы платить сотрудникам из Москвы, меньше всего — из Красноярского края, при этом разница в предлагаемых зарплатах составляет 15%.
Большинство опрошенных зумеров имеют образование: 24% — оконченное высшее, 28% — среднее-специальное (колледж), 27% учатся в настоящий момент, 21% имеют только среднее образование (школа).
Для большинства потенциальных работодателей (63%) наличие профильного образования необходимо только если задачи требуют специальных знаний. 18% потенциальных нанимателей ответили, что образование не имеет значения. Для 19% работодателей наличие профильного образования является обязательным при приеме на работу.